Сцены тяжёлого детства художника в деревне Зауичье, трудной судьбы маленького человека, оставшегося без отца и матери в суровые и голодные военные годы. Но почему маленький Борис вдруг он стал рисовать, хотя вокруг него не было ни одного примера для подражания? Откуда у деревенского сироты проснулась вдруг тяга к искусству?
Учёба Бориса Французова в послевоенный период истории страны. Узнавание радости творчества и понимание тяжести каждодневного труда. Как будущему художнику училось во Мстерском училище? Что дала ему профессия миниатюриста и отчего художник оставил её, но всю дальнейшую творческую судьбу художник связывал с миниатюрой?
Жизнь художника в Камешково, работа в школе, оформителем на фабрике. Каждодневные походы на этюды, поездки во Владимир в студию, которую вёл замечательный мастер Владимир Юкин. Осознание непримиримости с непрофессионализмом, желание развиваться и крепнуть в творческом плане, продолжать совершенствоваться. Отчего Юкина Борис Французов назвал «человеком, который сделал личностью» и почему художник так стремился учиться дальше?
Учёба в институте в Москве. Нелёгкие студенческие годы на одну стипендию, без всякой поддержки родных, которых не было. Становление профессионализма и творческого мировоззрения. Почему к концу учёбы художник не примкнул ни к одному формальному течению в искусстве тех лет (а их было очень много, и всё было очень «модным»), не вступил ни в одну субкультурную группировку? Отчего вернулся во Владимир, а не остался, хотя были возможности для блестящей карьеры в столице?
Жизнь во Владимире, женитьба и вступление в Союз художников, собственная мастерская, напряжённая работа. Поиски творческого выражения, различных форм и техник. Почему именно технику офорта выбрал в то время художник как форму своего творческого выражения? Почему тяжелейший по изготовлению вид графики вдруг стал для Бориса Французова той формой, в которой он сумел превратиться из первопроходца во Владимире в современного классика?
Становление как художника. Отчего в целом 70—80 годы в России превратились в ренессанс гравюры? Поездки в Дом творчества «Челюскинская», общение с единомышленниками, знакомство с выдающимися мыслителями России. Укрепление мировоззренческой позиции. Выставки, заслуженное признание. Престижные награды на международных форумах искусств. Обрастание собственными учениками и последователями. Почему в те годы художник не превратился в скучного художника, ремесленника, не стал «пожинать на лаврах», не превратился в формалиста, а постоянно искал новые способы обращения к зрителю, совершенствовал технику офорта, выдавая в год до полусотни произведений и в итоге стал родоначальником «Школы Владимирского офорта»?
Работа во Владимире и в деревне Зауичье, этюды гуашью и маслом, офорты. Возращение в родную деревню, хотя бы на лето. Изнуряющий труд. Фантастический объём! Колоссальное мастерство работы! Персональная юбилейная выставка во Владимире. Присвоение звания Заслуженный художник России. Переезд в новую мастерскую.
Последние дни жизни художника. Больница в Загородном парке во Владимире. Художник до последних минут не выпускает из рук карандаш, он в буквальном смысле в последние мгновения выпадает у него из холодных пальцев.
Такие люди рождаются редко и далеко не все это понимали. В последние годы жизни Борис Французов особенно остро осознавал своё предназначение – отсюда его ответственность в творчестве перед людьми, перед родиной, перед Тем, кто наградил его даром художника. Нам, оставшимся, со временем становится все яснее масштаб этой колоссальной художественной фигуры, которая определила для для всех нас желаемую высоту профессиональных, образных, духовных достижений.